Choice of metadata Аналитическая роспись статей
Page 5, Results: 86

Юсупова, Г. Х. (кандидат психологических наук; доцент).
Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра в условиях коррекционной школы / Г. Х. Юсупова, З. А. Аглиуллина // Коррекционная педагогика. - 2021. - № 3 (июль-сентябрь). - С. 103-108 : табл. - Библиогр.: с. 108 (8 назв.). - ISSN 1996-3947
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
ОВЗ -- дети с интеллектуальными нарушениями -- дети с расстройствами аутистического спектра -- детско-родительские отношения -- диагностические методики -- коррекционные школы -- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья -- психолого-педагогическое сопровождение
Аннотация: Раскрыт опыт работы коррекционной школы № 63 с обучающимися с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра. Представлены диагностические методики, которые применялись при обследовании обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ряд коррекционных мероприятий.
Доп.точки доступа:
Аглиуллина, З. А. (директор)

Ранняя помощь в системе комплексного сопровождения детей с РАС и их семей в Пермском крае // Аутизм и нарушения развития. - 2022. - Т. 20, № 1 (74). - С. 20-28. - Библиогр.: с. 26-28 (16 назв.). - ISSN 1994-1617
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
аутизм -- расстройства аутистического спектра -- РАС -- дети с РАС -- комплексное сопровождение -- медико-социальная помощь -- психолого-педагогическая помощь -- ранняя помощь
Аннотация: В Пермском крае отмечается рост численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями. В настоящее время услуги детям с РАС оказывают организации и учреждения системы здравоохранения, образования, социального обслуживания; помощь семьям осуществляют некоммерческие организации. Все более актуальной становится необходимость формирования и развития системы комплексного сопровождения людей с РАС. В Государственном бюджетном учреждении Пермского края "Центр комплексной реабилитации инвалидов" отрабатывается технология оказания ранней комплексной помощи детям с РАС и их семьям как 6-месячный курс занятий с использованием дифференциального диагностического инструмента ADOS-2, скринингового теста М-CHAT, программы "Денверская модель раннего вмешательства". Ранняя помощь рассматривается как начальный важнейший элемент системы комплексного сопровождения детей. Представлены перспективы развития системы комплексного сопровождения детей с РАС и их семей в Пермском крае на основе построения системы межведомственного взаимодействия.
The number of children with autism spectrum disorders (ASD) and other mental disorders is increasing in the Perm Region. Currently, services for children with ASD are provided by organizations and institutions of the health, education and social services system; non-profit organizations provide support to families. The need for the development of a system of integrated support of individuals with ASD becomes more and more urgent. Technology of providing early comprehensive intervention to children with ASD and their families in the State Budgetary Institution of the Perm Region "Center for Complex Rehabilitation of Individuals with Disabiilties" is designed as a 6-month course, which includes ADOS differential diagnostic tool, M-CHAT screening test, Early Start Denver Model. Early intervention is seen as an essential first step in the comprehensive support to children with ASD. Further steps of the development of complex support system to children with ASD and their families in Perm Krai on the basis of creation of system of interdepartmental interaction are presented.
Доп.точки доступа:
Бронников, Владимир Анатольевич
Григорьева, Милана Игоревна
Вайтулевичюс, Надежда Геннадьевна
Серебрякова, Валерия Юрьевна

Старикова, Оксана Владимировна.
Применение программы ранней помощи на основе Денверской модели раннего вмешательства для детей с РАС / О. В. Старикова, В. В. Дворянинова, О. В. Баландина // Аутизм и нарушения развития. - 2022. - Т. 20, № 1 (74). - С. 29-36. - Библиогр.: с. 34-36 (16 назв.). - ISSN 1994-1617
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
аутизм -- расстройства аутистического спектра -- РАС -- дети с РАС -- ранняя помощь -- медико-социальная помощь -- психолого-педагогическая помощь -- оценка навыков
Аннотация: Стандарты оказания ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в России еще не выработаны, и вопрос внедрения успешных зарубежных практик очень актуален. Представлен опыт реализации программы ранней помощи для детей с РАС, разработанной на основе Денверской модели раннего вмешательства и апробированной в течение 6 месяцев 2020 года на базе Центра ментального здоровья Приволжского исследовательского медицинского университета. В исследовании участвовали 19 детей от 1 года до 4 лет с диагнозом спектра аутизма.
Currently, there are no standards for early care in Russia, and therefore the introduction of successful foreign practices of work with young children is relevant. The article presents the experience of implementing an early care program for children with ASD. Presented program developed and tested during 6 months of 2020 in the Center for Mental Health of the Privolzhsky Research Medical University in 2020. The program was established on the basis of the Early Start Denver Model program for children with ASD. The study involved 19 children from 1 to 4 years old with a diagnosis of autism.
Доп.точки доступа:
Дворянинова, Вероника Владимировна
Баландина, Оксана Венедиктовна

Гусева, Надежда Юрьевна.
Организация работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, по инклюзивным моделям "Ресурсный класс" и "Автономный класс" в Нижегородской области / Н. Ю. Гусева // Аутизм и нарушения развития. - 2022. - Т. 20, № 1 (74). - С. 47-56. - Библиогр.: с. 54-56 (18 назв.). - ISSN 1994-1617
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
аутизм -- расстройства аутистического спектра -- РАС -- дети с РАС -- инклюзивное образование -- модели инклюзивного образования -- ресурсные классы -- автономные классы
Аннотация: Реализация Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в Нижегородской области ведет к активному развитию инклюзивных форм образования. За последние два года открыто 19 ресурсных и автономных классов для 99 детей с РАС, представляющих инклюзивные модели организации образования. Ресурсным центром сопровождения образования людей с РАС в 2019 году был проведен электронный опрос 58 родителей. Было выявлено, что 74 % родителей предпочли модель "Ресурсный класс"; 16 % не определились на момент опроса; 8 % предпочли модель "Автономный класс"; 2 % выбрали индивидуальное включение.
Nineteen resource and self-contained classes for 99 children with autism spectrum disorders have been opened in Nizhny Novgorod region over the past two years. The article considers the models of inclusive education organization: "resource class" and "self-contained class" for these students. The factors influencing the choice between the considered models are analyzed, the data of surveys of parents of children with autism spectrum disorders, identifying their needs and requests are given. The article discusses the educational conditions of 54 students in resource and self-contained classes who have completed their first year.

Кудашева, Наталья Ивановна.
Формирование математических представлений у невербального ребенка с РАС. Случай из практики / Н. И. Кудашева // Аутизм и нарушения развития. - 2022. - Т. 20, № 1 (74). - С. 57-62. - Библиогр.: с. 61-62 (18 назв.). - ISSN 1994-1617
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
аутизм -- расстройства аутистического спектра -- РАС -- дети с РАС -- невербальные дети -- дошкольные образовательные учреждения -- ДОУ -- инклюзивная образовательная среда -- элементарные математические представления -- формирование элементарных математических представлений -- коррекционная педагогика
Аннотация: Процесс обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и ментальными нарушениями, помимо подготовки среды и организации поведения детей, требует от педагогов применения специальных методов работы, адаптации обучающих материалов и мер по социализации. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) все чаще формируются инклюзивные группы. Представлен практический опыт учителя-дефектолога ДОУ по обучению 6-летнего невербального мальчика с РАС элементарным математическим представлениям. Одновременно, руководствуясь принципом постепенности, педагог проводила включение ребенка в групповые занятия нормотипичных детей. Применяя приемы мотивирования, подсказки, моделинга, учитель также нормализовала и поведение мальчика.
The process of teaching children with autism spectrum disorders and mental disorders requires well-prepared environment and organization of the behavior of children. Additionally, this process requires teachers to make efforts to apply special working methods, adapt teaching materials and socialization measures. Currently, preschool educational institutions develop inclusive groups rapidly. The case of teaching a 6-year-old non-verbal boy with ASD to elementary mathematical concepts by the special teacher of a preschool educational institution in is presented. Guided by the principle of gradualness, the teacher included the child in group of normotypical peers. Using motivational techniques, prompts, modeling, the teacher normalized the boy's behavior.

Халикова, Динара Рамисовна.
Социокультурная инклюзия: концептуальные основы и тенденции развития / Д. Р. Халикова, Е. В. Хилькевич // Аутизм и нарушения развития. - 2022. - Т. 20, № 2 (75). - С. 4-12. - Библиогр.: с. 10-12 (21 назв.). - ISSN 1994-1617
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
аутизм -- расстройства аутистического спектра -- РАС -- дети с РАС -- социокультурная инклюзия -- социальная модель инвалидности -- универсальный дизайн -- партиципация -- сетевое взаимодействие -- учреждения культуры -- инклюзивные музеи -- инклюзивные программы
Аннотация: Становление инклюзивных процессов в сфере российской культуры с каждым годом становится все заметнее. В статье систематизируются теоретические и методологические основы, на которых базируются современные инклюзивные практики, применяемые в сфере культуры, а также выявляются дальнейшие тенденции развития в этой области. Раскрывается содержание основных понятий социокультурной инклюзии — социальная модель инвалидности, универсальный дизайн, принципы партиципации и доступной среды в учреждении культуры. Уделено внимание примерам сетевого взаимодействия в сфере социокультурной инклюзии как необходимому условию для развития эффективной и системной работы учреждений культуры с новыми для себя аудиториями, в частности, с посетителями, имеющими РАС и другие ментальные особенности. Приведены примеры основных векторов сотрудничества в сфере социокультурной инклюзии: привлечение экспертов с РАС по вопросам создания специальных условий в публичных пространствах, взаимодействие с образовательными организациями и благотворительными фондами, что способствует появлению новых инклюзивных программ, созданию межинституционального экспертного проекта. Отмечается, что основной тенденцией дальнейшего развития социокультурной инклюзии на данном этапе является выработка критериев оценки эффектов внедрения в сферу культуры практик, направленных на интеграцию людей с инвалидностью.
The formation of inclusive processes in Russian culture sphere is becoming more and more noticeable every year. The article systematizes theoretical and methodological foundations on which modern inclusive practices used in the field of culture are based. It also identifies further development trends in this area. The content of basic concepts of sociocultural inclusion is revealed — the social model of disability, universal design, principles of participation and the accessible environment in a cultural institution. Attention is paid to examples of networking in the field of sociocultural inclusion as a necessary condition for the development of effective and systematic work of cultural institutions with new audiences, in particular, with visitors with ASD in other mental characteristics. Examples of main vectors of cooperation in the field of sociocultural inclusion are given: the involvement of experts with ASD on the creation of special conditions in public spaces, interaction with educational organizations and charitable foundations, which contributes to the emergence of new inclusive programs, the creation of an inter-institutional expert project. It is noted that the main trend in the further development of sociocultural inclusion at this stage is the development of criteria for assessing the effects of introducing practices into the sphere of culture aimed at the integration people with disabilities.
Доп.точки доступа:
Хилькевич, Елена Владимировна

Панцырь, Сергей Николаевич.
Адаптивный туризм как форма социализации детей и подростков с расстройствами аутистического спектра / С. Н. Панцырь, Ю. В. Володина // Аутизм и нарушения развития. - 2022. - Т. 20, № 2 (75). - С. 43-52. - Библиогр.: с. 49-52 (26 назв.). - ISSN 1994-1617
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
аутизм -- расстройства аутистического спектра -- РАС -- дети с РАС -- социокультурная инклюзия -- адаптивный туризм -- детско-юношеский туризм -- социализация детей -- сетевое взаимодействие -- социальная адаптация
Аннотация: Потребность в специальных мерах по социальной адаптации у детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) является следствием особенностей их психофизического развития. Организация основного и дополнительного образования детей с РАС должна осуществляться на основе адаптированных образовательных программ, учитывающих специфику развития детей. К области дополнительного образования могут в полной мере относиться занятия по адаптивному туризму. Представлены цели разработки программ по адаптивному туризму. Одним из важнейших направлений работы педагогов является развитие навыков социализации. Программы по адаптивному туризму, включающие различные эффективные методы обучения, способствуют развитию межличностного взаимодействия, формированию навыков работы в группе, освоению правил и норм поведения при общении со сверстниками, развитию досуговых навыков и успешной адаптации в детской среде. Приведены три успешных примера практических занятий адаптивным туризмом с группой детей, среди которых были дети, имеющие РАС. Результатами всех трех занятий для детей с РАС были: успешное включение в группу сверстников, освоение различных способов взаимодействия, формирование интересов и новых видов досуговой деятельности. На основе наблюдений за детьми, опроса родителей и анализа проведенной работы представлены выводы о возможностях занятий адаптивным туризмом для решения задач социализации детей с РАС.
The need for the social adaptation of children and adolescents with autism spectrum disorders determined by its psychophysical development. The organization of basic and additional education of the presented category of chil dren should be carried out on the basis of adapted educational programs that consider specifics of child development. Adaptive tourism classes can fully apply to additional education programs. This direction includes a diverse list of areas of work with children, on the basis of which it is possible to make programs of special and developmental classes for children with ASD. One of the main directions is the development of socialization. Adaptive tourism programs, which include various effective teaching methods, contribute to the development of interpersonal relations, the for mation of group work skills, the development of behavioral peercommunication rules and norms, the development of leisure skills and successful adaptation in a children environment.
Доп.точки доступа:
Володина, Юлия Владимировна

Морозов, Сергей Алексеевич.
Исследование особенностей семьей, воспитывающих детей с аутизмом / С. А. Морозов, С. Г. Чигрина // Аутизм и нарушения развития. - 2022. - Т. 20, № 2 (75). - С. 78-84. - Библиогр.: с. 82-84 (24 назв.). - ISSN 1994-1617
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
аутизм -- расстройства аутистического спектра -- РАС -- дети с РАС -- семья с детьми с аутизмом -- состав семьи -- уровень образования родителей -- занятость родителей -- псхолого-педагогическая помощь семьям
Аннотация: В представленной работе исследовались свойства семей, воспитывающих детей с аутизмом, - состав, уровень образования родителей, их занятость, - в значительной степени влияющие на эффективность участия семьи в процессе комплексного сопровождения ребенка. Рассмотрены результаты анкетирования 629 семей из 43 регионов России и Республики Беларусь. 93, 5% респондентов - матери. 76, 5% семей респондентов полные. Показано, что при высоком среднем уровне образования (76, 3% высшее, 18, 8% среднее специальное) отмечается низкий процент занятости (40, 5%). Спектр распределения по профессиям отличается по основным профессиональным группам от среднестатистического по стране. Среди респондентов выявлено психолого-педагогических работников 16, 7% (в среднем по РФ - 1, 7%), бухгалтеров, экономистов, банковских служащих 14, 7% (превышение примерно в 10 раз), медработников 6, 6% (превышение в 3 раза), сотрудников в области информационных технологий 3, 0% (превышение в 2, 5 раза). Основными причинами искаженности профиля профессий среди респондентов являются как стремление обеспечить достойное качество сопровождения ребенка, так и эндогенные факторы. Выявлена демографическая депрессивность семей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) : 1, 8 ребенка на семью. В качестве основных направлений улучшения ситуации рассматриваются развитие системы сопровождения лиц с РАС, организация просвещения родителей в области аутизма, социально-экономическая помощь семьям, имеющим детей с РАС.
Доп.точки доступа:
Чигрина, Светлана Георгиевна

Особенности организации и проведения занятий по физической культуре у детей, имеющих расстройство аутистического спектра = Features of the organization and conduct of physical education classes in children with autism spectrum disorder // Адаптивная физическая культура. - 2022. - № 2 (90). - С. 46-47. - Библиогр.: с. 47 (7 назв.). - ISSN 1998-149X
Рубрики: Физическая культура и спорт
Теория и методика физического воспитания
Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
РАС -- адаптивная физическая культура -- аутизм -- двигательные навыки -- дети с расстройствами аутического спектра -- расстройства аутического спектра
Аннотация: Рассматривается организация проведения занятий по физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра. Описаны методы, средства и способы проведения коррекционно-оздоровительных мероприятий.
Доп.точки доступа:
Вахитов, Р. Р. (кандидат педагогических наук; доцент)
Абрамкин, Е. В. (старший преподаватель)
Емельянов, А. В. (старший преподаватель)
Пушкарева, А. А. (студент)

Хаустов, Артур Валерьевич.
Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2021 года / А. В. Хаустов, М. А. Шумских // Аутизм и нарушения развития. - 2022. - Т. 20, № 3 (76). - С. 6-14. - Библиогр.: с. 13-14 (8 назв.). - ISSN 1994-1617
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
аутизм -- расстройства аутистического спектра -- РАС -- дети с РАС -- социокультурная инклюзия -- обучение детей с РАС -- сопровождение детей с РАС -- инклюзивное образование -- мониторинг
Аннотация: Представлены результаты Всероссийского мониторинга состояния образования обучающихся с расстройства ми аутистического спектра (РАС), проведенного в 2021 году Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ МГППУ). Общая численность обучающихся с РАС в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличилась на 18% и составила 39117 человек. Большинство детей с РАС (71%) обучаются на уровнях начального, основного и среднего общего образования. Гораздо меньшая доля детей с риском развития РАС охвачена ранней помощью, — 1, 5% от их общей численности. Минимальное число подростков и взрослых с РАС включены в систему среднего профессионального и высшего образования: 1, 1% и 0, 033% соответственно от общей численности людей с РАС в России. Отмечаются трудности включения детей с РАС в систему инклюзивного образования.
The results of the national monitoring of the education system of students with autism spectrum disorders (ASD), conducted in 2021 by the Ministry of Education of the Russian Federation in the cooperation with the Federal Resource Center for Organization of Comprehensive Support to Children with Autism Spectrum Disorders (FRC of MSUPE), are presented. The total amount of students with ASD in 2021 increased by 18% compared to 2020 and amounted to 39, 117 individuals. The majority of children with ASD (71%) study at the levels of primary, basic and secondary general education. A much smaller proportion of ASD development at risk children is covered by early intervention - 1. 5% of total number. The minimum number of adolescents and adults with ASD are included in the system of secondary vocational and higher education: 1. 1% and 0. 033%, respectively, of the total number of individuals with ASD in Russia. Monitoring revealed difficulties in the including children with ASD in the system of inclusive education.
Доп.точки доступа:
Шумских, Марина Алексеевна
Page 5, Results: 86