Choice of metadata Аналитическая роспись статей
Page 3, Results: 35

Филатова, Юлия Олеговна (доктор педагогических наук; доцент).
Онтогенез и дизонтогенез плавности речи у детей [Текст] / Ю. О Филатова // Дефектология. - 2018. - № 5. - С. 33-42. - Библиогр.: с. 41-42 (28 назв.). - Примеч.
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
алалия -- дети -- дизартрия -- дизонтогеннез -- заикание -- исследования -- клаттеринг -- плавность речи -- психосенсомоторные системы -- результаты исследований -- речевые стереотипы -- функциональные системы речи
Аннотация: Представлено авторское понимание становления плавности речевого высказывания у детей в норме с использованием представлений о функциональной системе речи. На основе масштабного исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с разными видами речевых расстройств дана характеристика сходных показателей нарушений плавности речи. Представлены качественные различия нарушений плавности речи у детей с заиканием, клаттерингом, дизартрией, алалией, что определяется структурой речевых расстройств и по-разному отражается на формировании плавности речевого высказывания.
Доп.точки доступа:
Московский педагогический государственный университет

Алмазова, Анна Алексеевна (кандидат педагогических наук).
Очерк о научной школе профессора Л. И. Беляковой [Текст] / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Ю. О. Филатова = Sketch about professor L. I. Belyakova`s scientific school // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2019. - № 1. - С. 43-48 : фот. - Библиогр.: с. 47-48 (8 назв.). - Рез. англ. - Подстроч. примеч.. - ISSN 2074-4986
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
ОВЗ -- дети с ОВЗ -- дефектологи -- дизонтогенез речи -- заикание -- логопедия -- логопеды -- механизмы нарушения речи -- научные школы -- неврозоподобная форма заикания -- невротическая форма заикания -- ограниченные возможности здоровья -- онтогенез речи -- педагоги -- речевая патология -- речевые нарушения -- ученые -- функциональная система речи
Аннотация: История становления научной школы профессора Лидии Ивановны Беляковой. Основные научные достижения коллектива Беляковой в области исследования онтогенеза и дизонтогенеза речи.
Доп.точки доступа:
Бабина, Галина Васильевна (кандидат педагогических наук)
Филатова, Юлия Олеговна (доктор педагогических наук)
Московский педагогический государственный университет. Институт детства
Московский педагогический государственный университет. Институт детства
Московский педагогический государственный университет. Институт детства

Боровик, О. В. (кандидат педагогических наук ; магистрант).
Идеи В. И. Лубовского как научная основа в коррекционно-развивающей работе с детьми 2-3 лет "группы риска" [Текст] / О. В. Боровик // Коррекционная педагогика. - 2019. - № 1 (январь-март). - С. 31-34. - Библиогр.: с. 34. - ISSN 1996-3947
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дошкольная педагогика
Психология
Детская психология
Кл.слова (ненормированные):
группы риска -- детские сады -- дефектологи -- дизонтогенез -- дошкольники -- коррекционно-развивающая работа -- нарушения развития -- особые образовательные потребности -- психологи -- психолого-педагогическое сопровождение -- теоретико-методологические основы
Аннотация: Показано значение теоретико-методологических основ В. И. Лубовского при планировании организации и содержания работы по оказанию помощи детям 2-3 лет "группы риска".
Доп.точки доступа:
МГПУ. ИСО и КР

Айвазян, Екатерина Борисовна (кандидат психологических наук; доцент; старший научный сотрудник).
Механизмы формирования и возможности предупреждения отклонений в развитии слепого ребенка младенческого возраста в перспективе культурно-исторического подхода [Текст] / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина // Дефектология. - 2019. - № 4. - С. 3-13 : 2 рис. - Библиогр.: с. 13 (18 назв.)
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
исследования -- коммуникативные действия матери в общении с ребенком -- психолого-педагогическая работа -- развитие общения у ребенка -- слепота -- слепые дети -- слепые дети первых лет жизни -- слепые младенцы
Аннотация: Предлагается новый взгляд на механизмы дизонтогенеза при слепоте. С позиций культурно- исторического подхода к развитию психики человека выдвигается положение о том, что в основе особенностей развития двигательной, когнитивной и мотивационной сфер слепого ребенка лежит нарушение становления его общения со взрослым с самых первых дней жизни. Раскрывается содержание первых шагов развития общения ребенка со взрослым, в соответствии с которым формулируются задачи психолого-педагогической работы с семьей слепого ребенка.
Доп.точки доступа:
Кудрина, Татьяна Петровна (кандидат педагогических наук; старший научный сотрудник)
Институт коррекционной педагогики РАО (Москва)
Институт коррекционной педагогики РАО (Москва)

Волкова, Светлана Валентиновна (кандидат педагогических наук).
Методика изучения фонематических нарушений при реализации дистанционных форм оказания коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ / С. В. Волкова // Дефектология. - 2020. - № 6. - С. 34-41 : 9 рис., 1 табл. - Библиогр.: с. 41 (22 назв.)
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
дети с ОВЗ -- дошкольники -- ограниченные возможности здоровья -- нарушения фонематического восприятия -- фонематические нарушения -- дистанционное логопедическое сопровождение -- диагностика структуры фонематического нарушения -- коррекционная работа -- логопедическая работа
Аннотация: Статья посвящена проблеме изучения фонематических нарушений у дошкольников с разными вариантами дизонтогенеза в условиях дистанционной коррекционной логопедической работы. Представлена оригинальная технология дистантной диагностики и первичного тренинга целенаправленно формируемых навыков, способствующих преодолению фонематических нарушений в системе логопедического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Филатова, Юлия Олеговна (доктор педагогических наук; доцент).
Дыхание как компонент функциональной системы речи: онтогенез и речевой дизонтогенез / Ю. О Филатова, А. О. Аксенова // Дефектология. - 2020. - № 6. - С. 72-78. - Библиогр.: с. 77-78 (31 назв.). - Примеч.
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
физиологическое дыхание -- типы дыхания -- фонационное дыхание -- речевое дыхание -- тяжелые нарушения речи -- функциональные системы речи -- становление -- дети
Аннотация: Представлен обзор научной литературы по изучению дыхательной функции у детей. Рассмотрен онтогенез становления фонационного и речевого дыхания, обозначены нарушения неречевого и речевого дыхания при разных видах речевых расстройств в детском возрасте. Обоснована актуальность изучения дыхания с помощью современных инструментальных методов исследования.
Доп.точки доступа:
Аксенова, Анастасия Олеговна (аспирант)

Артемова, Ева Эдуардовна.
Арт-терапевтические методы на внеурочных занятиях для детей с РАС как средство формирования отзывчивости по отношению к сверстникам / Е. Э. Артемова, М. А. Ряженова // Аутизм и нарушения развития. - 2020. - Т. 18, № 4 (69). - С. 59-65 : табл. - Библиогр.: с. 64-65 (19 назв.). - ISSN 1994-1617
Рубрики: Психология
Социальная психология
Медицинская психология
Кл.слова (ненормированные):
аутизм -- расстройства аутистического спектра -- РАС -- младшие школьники -- навыки отзывчивости -- эмпатия -- внеурочное обучение -- психокоррекционная работа -- арт-терапия -- рисуночная терапия -- музыкальная терапия -- игровая терапия -- сказкотерапия
Аннотация: Рассматривается проблема отсутствия эмпатии и отзывчивости у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) по отношению к сверстникам, что ведет к трудностям формирования социального взаимодействия у младших школьников данной группы дизонтогенеза. В статье обосновывается опыт применения методов арт-терапии, способствующих развитию внутренних ресурсов детей, для формирования отзывчивости по отношению к сверстникам у младших школьников с РАС. Авторами даны рекомендации по использованию рисуночной, музыкальной, игровой терапии и сказкотерапии на внеурочных занятиях. Сопоставительные результаты первичной и повторной диагностики сформированности навыков эмпатии и отзывчивости у младших школьников с РАС позволяют говорить об эффективности применения описанных методов психокоррекционной работы.
The article considers the problem of lack of empathy and responsiveness to peers in children with autism spectrum disorders. The difficulties in the formation of social interaction in primary school children with autism spectrum disorders are the subject of discussion of special pedagogics and psychology. The article describes the experience of using art therapy methods in order to form a sense of responsiveness to peers in junior students with autism spectrum disorders. The authors give recommendations on the application of picture therapy, music therapy, play therapy and fairy tale therapy in extracurricular activities. Comparative results of the primary and repeated diagnostics of the formation of interaction skills of primary schoolchildren with ASD allow us to speak about the effectiveness of the described methods of psycho-correctional work.
Доп.точки доступа:
Ряженова, Марина Андреевна

Ахметзянова, Анна Ивановна (кандидат психологических наук).
Структурно-функциональная модель процесса прогнозирования в дошкольном возрасте при дефицитарном дизонтогенезе / А. И. Ахметзянова, Т. В. Артемьева // Дефектология. - 2021. - № 5. - С. 13-21 : рис. - Библиогр.: с. 19-21 (50 назв.)
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
прогнозирование -- эмоциональное предвосхищение -- структурно-функциональная модель -- социализация -- дошкольный возраст -- нарушения развития
Аннотация: Представлено обоснование структурно-функциональной модели прогнозирования у ребенка дошкольного возраста с дефицитарным типом дизонтогенеза. В рамках модели выделены такие структурные компоненты прогнозирования, как прогнозирование действий, прогнозирование высказываний и прогнозирование чувств, а также функциональные характеристики прогнозирования: регулятивная, когнитивная и речекоммуникативная функции. Предложенная модель прогнозирования содержит в качестве одного из основных компонентов пространство социализации дошкольника, включающее систему отношений, значимых для социального развития и освоение культурных норм, ценностей и правил поведения.
Доп.точки доступа:
Артемьева, Татьяна Васильевна (кандидат психологических наук)

Шичанина, Ольга Викторовна (кандидат педагогических наук).
Особенности объяснения значения слова детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития / О. В. Шичанина = Features of explaining the meaning of a word by children of preschool age with general underdevelopment of speech and mental developmental delay // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 2. - С. 46-51 : фот., 1 табл. - Библиогр.: с. 50-51 (11 назв.). - Рез. рус., англ.. - ISSN 2074-4986
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
ограниченные возможности здоровья -- ОВЗ -- дети с ОВЗ -- дошкольный возраст -- речевые нарушения -- объяснение значений слов -- общее недоразвитие речи -- задержка психического развития -- ЗПР -- лексическое значение слова -- логопедические исследования -- дифференциальная логопедическая диагностика -- задания -- ОНР -- 5 лет -- 6 лет -- 7 лет -- значения слов
Аннотация: Изучение особенностей объяснения значений слов детьми дошкольного возраста близких состояний дизонтогенеза: общего недоразвития речи и задержки психического развития. Приведены результаты специального исследования данной проблемы.

Бабкина, Наталия Викторовна (доктор психологических наук; доцент).
Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития на разных уровнях образования / Н. В. Бабкина, А. Д. Вильшанская // Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 12-22. - Библиогр.: с. 21-22 (22 назв.)
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Кл.слова (ненормированные):
задержка психического развития -- ЗПР -- дети с ЗПР -- дети с ОВЗ -- ограниченные возможности здоровья -- особые образовательные потребности -- дошкольное образование -- начальное общее образование -- основное общее образование -- адаптированные основные образовательные программы -- образовательные программы -- коррекционно-развивающая работа -- социальная адаптация
Аннотация: В статье анализируются и систематизируются особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития (ЗПР) на уровнях дошкольного, начального и основного общего образования. Показано, что выделенные группы образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на разных уровнях образования имеют преемственные связи, обусловленные выраженностью, характером и структурой нарушения при данном виде психического дизонтогенеза, Вместе с тем, выявлено, что образовательные потребности для каждого периода обучения не идентичны и трансформируются в соответствии с возрастными особенностями детей с ЗПР и требованиями образовательной программы. Делается вывод о необходимости разработки совокупности специальных образовательных условий, необходимых для удовлетворения этих потребностей, на каждом уровне образования.
Доп.точки доступа:
Вильшанская, Аделя Дамировна (кандидат педагогических наук)
Page 3, Results: 35