Киселева-Аффлербах, Евгения Игоревна. Мультисенсорная медиация в музейных программах для посетителей с РАС и другими особенностями развития [Текст] / Е. И. Киселева-Аффлербах // Аутизм и нарушения развития. - 2022. - Т. 20, № 2 (75). - С. С. 28-35

 

QR code of document

Ratings: 0


Киселева-Аффлербах, Евгения Игоревна.
    Мультисенсорная медиация в музейных программах для посетителей с РАС и другими особенностями развития / Е. И. Киселева-Аффлербах // Аутизм и нарушения развития. - 2022. - Т. 20, № 2 (75). - С. 28-35. - Библиогр.: с. 33-35 (24 назв.) . - ISSN 1994-1617

Рубрики: Образование. Педагогика

   Дефектология. Специальные школы

Кл.слова (ненормированные):
аутизм -- расстройства аутистического спектра -- РАС -- музеи -- инклюзия -- инклюзивные программы -- Доступный музей -- мультисенсорная медиация -- ольфакторное искусство -- проприоцепция -- сенсорная безопасность
Аннотация: Развитие инклюзивной деятельности в российских музеях сегодня подразумевает активное переосмысление способов взаимодействия со всеми посетителями, в том числе с детьми и взрослыми с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими особенностями развития. Музеи прикладывают большие усилия к тому, чтобы создавать открытую и дружелюбную среду для людей, воспринимающих действительность отлично от других. Среди этих групп посетители со сниженным порогом сенсорной чувствительности занимают особое место. Приводится опыт применения программы "Доступный музей" в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, которая во многом ориентируется на архитектурную специфику здания, особенности коллекции, а также активную исследовательскую и инновационную позицию музея в отношении выставочных практик. К новым векторам развития образовательных программ в Пушкинском музее можно отнести использование арт-медиации, - техники сопровождения посетителей во время осмотра, - а также применение мультисенсорного подхода, то есть включения чувственных способов восприятия в процесс знакомства зрителя с искусством. Предлагается обзор успешных музейных проектов, работающих с темой мультисенсорности. Описываемые проекты были реализованы в России и мире за последние десять лет, когда можно было наблюдать активное распространение инклюзивных практик и активизацию их применения в музеях, галереях и художественных центрах. Частота и востребованность упоминаемых программ свидетельствует о том, что мультисенсорная медиация - усиливающаяся тенденция, влияющая на развитие музейной институции и культурной индустрии в целом.
The development of inclusive activities in Russian museums today presumes an active rethinking of the visitor-interaction, including kids and adults with autism spectrum condition (ASС) and other developmental disabilities. The development of inclusive activities in Russian museums today presumes an active rethinking of the visitor-interaction, including kids and adults with autism spectrum disorders and other developmental disabilities. Museums make great efforts to create an open and friendly environment for children and adults with reduced sensory threshold. This text presents the Accessible Museum program experience by The Pushkin State Museum of Fine Arts, which is largely focused on the space, collections and program accessibility. Multisensory approach including sound, smell, touch, movement and other bodily experience belongs to the new challenges of visitor experience development in the Pushkin Museum. The article offers review of the projects using multisensory communication in Russian and international museums over the past ten years, when there has been a significant expansion of inclusive practices.