Назарова, Наталия Михайловна. Специальная педагогика на этапе смены научных парадигм [Текст] / Н. М. Назарова // Дефектология. - 2021. - № 1. - С. С. 3-14

 

QR code of document

Ratings: 0


Назарова, Наталия Михайловна (доктор педагогических наук; профессор).
    Специальная педагогика на этапе смены научных парадигм / Н. М. Назарова // Дефектология. - 2021. - № 1. - С. 3-14. - Библиогр.: с. 13-14 (41 назв.)

Рубрики: Образование. Педагогика

   Общая педагогика

Кл.слова (ненормированные):
специальная педагогика -- научная парадигма -- специальная педагогика -- методология -- методологический подход -- аксиология -- экология -- системно-деятельностный подход -- синергетика -- конструктивизм -- теория раннего развития -- феноменология -- социокультурная парадигма
Аннотация: Рассматриваются процесс исторической смены научных парадигм специальной педагогики, закономерности этого процесса, анализируется структура формирующейся новой, социокультурной парадигмы. Показано, что наряду с обновлением структурных компонентов научной парадигмы, в новую парадигму включаются элементы предыдущей, ставшие классикой. Включение новых структурных элементов обусловлено развитием философской мысли, научных знаний, экономическими, политическими, идеологическими и иными глобальными процессами, происходящими в мире. Анализируются теоретические позиции аксиологии, экологии жизни человека, системного и деятельностного подходов, синергетики и синергетического подхода и некоторые другие. Показана реализация идей конструктивизма как комплекса методологических подходов в современных процессах развития специального образования. Утверждается, что процесс смены научных парадигм в специальной педагогике ведет к обновлению и обогащению ее методологии с появлением новых перспектив и новых возможностей для научных исследований.