Головчиц, Людмила Адамовна. Еще раз о терминологии: "сложные, комплексные, множественные, тяжелые множественные нарушения развития…" [Текст] / Головчиц Людмила Адамовна // Дефектология. - 2024. - № 1. - С. С. 3-11

 

QR code of document

Ratings: 0


Головчиц, Людмила Адамовна (доктор педагогических наук; профессор).
    Еще раз о терминологии: "сложные, комплексные, множественные, тяжелые множественные нарушения развития…" / Л. А. Головчиц // Дефектология. - 2024. - № 1. - С. 3-11. - Библиогр.: с. 10-11 (13 назв.)

Рубрики: Образование. Педагогика

   Дефектология. Специальные школы

Кл.слова (ненормированные):
сложные дефекты -- сложные структуры нарушений -- тяжелые множественные нарушения развития -- комплексные нарушения -- специальная индивидуальная программа развития -- множественные нарушения развития -- индивидуальные программы -- коррекционно-развивающая работа -- термины
Аннотация: Дан ретроспективный анализ терминологии по отношению к лицам, имеющим сочетание нескольких первичных нарушений. Рассматриваются ставшие классическими работы, в которых "сложный дефект" определяется как сочетание двух или более первичных дефектов, каждый из которых имеет характерные вторичные и последующие отклонения. Возникновение вариативной терминологии по отношению к лицам с сочетанными нарушениями делает не всегда понятными позиции авторов научных исследований и ориентиры в деятельности практических работников. В большей степени это относится к термину "тяжелые множественные нарушения", который используется авторами по-разному в зависимости от наличия у обучающихся интеллектуальных нарушений. Неясность, неоднозначность терминологии обусловливает трудности выбора адаптированных образовательных программ, в том числе разработку специальных индивидуальных программ развития.